Как подключить вай фай в поезде ржд. Как подключиться к вай-фай в поезде «РЖД»: пошаговая инструкция

Сотовая связь и интернет стабильно работают рядом с крупными городами и в районе главных железных дорог. Европейская часть России почти вся охвачена сетью, а просторы Северного Урала, Сибири и Дальнего Востока, в основном, остаются без связи, за исключением Транссибирской магистрали. За Уралом возможны перебои в сигнале — на одном участке пути связь есть, а на другом на этой же ветке ее не будет.

В поезде также может пригодиться Wi-Fi, так как пользоваться 3G в роуминге, как правило, дорого. У компании ОАО «РЖД» услуга «Wi-Fi» присутствует на семидесяти составах (подавляющее большинство из них фирменные). До конца 2016 года планируется довести количество поездов с интернетом до двух сотен. Например, на знаменитом «Сапсане» Wi-Fi бесплатный для бизнес-класса и платный для эконома. На многих тарифах сотовых операторов пакет интернета действует по всей России, поэтому без Wi-Fi в пути можно и обойтись. Есть ли в вашем поезде Wi-Fi, можно узнать при выборе поезда на Туту.ру.

Все операторы «большой четверки» («Билайн», «МТС», «Мегафон», «TELE2») обеспечивают примерно равную зону покрытия сети. Лишь «TELE2» серьезно проигрывает старшим собратьям в районе Транссибирской магистрали, гарантируя лишь точечную связь. В подобной ситуации неплохим вариантом будет носить с собой запасную сим-карту другого оператора.

Если же говорить о скорости мобильного интернета, то пространство связи современного 3G почти повторяет район распространения устаревшего 2G-GPRS (который медленнее в 30 раз), но чуть меньше его по охвату. Самый технологичный стандарт сети — 4G — в России пока развит слабо, большинство отметок находятся в столице и городах-миллионниках. Причем реальная скорость 4G пока примерно в 10 раз ниже заявленной. Впрочем, и такой скорости достаточно, чтобы смотреть фильмы в реальном времени, без предварительной закачки. Видимо, 4G в поезде — дело недалекого будущего.

В России скоро появится специальный оператор сотовой связи для автомобилистов, пассажиров поездов и самолетов. Компания «Небо — Глобальные коммуникации» намерена развернуть три космических спутника к 2019 году, обеспечив высокоскоростной доступ в интернет на всей территорию России, а также в Китае и Индии.

Если во время поездки вдруг пропала связь — не отчаивайтесь, возможно, это всего лишь «яма» в покрытии сети и за следующим перелеском сигнал снова появится.
Чтобы узнать, будет ли ловить сотовый на вашем маршруте, достаточно посмотреть на специальную карту. Она доступна как на сайте Минсвязи РФ , так и в отдельном приложении «Качество связи» для «Android» . Карта дает представление о распределении цифрового сигнала связи (от 2G до 4G) по одному (или же по всем сразу) из 17 мобильных операторов России.

Главный плюс карты в ее «народности» — в отличие от маркетинговых цифр скоростей и зоны покрытия на сайтах сотовых операторов, эта карта загружает данные от самих пользователей.
Поэтому информация здесь всегда точная и актуальная. Но люди пользуются этим приложением, в основном, в машине, поэтому за пределами автотрасс связь должна быть, даже если она не отмечена на карте.

Развитие технологий позволяет создавать интернет-соединение даже в общественном транспорте. «РЖД» вай фай-сеть делает поездку более комфортной для пассажира. В дороге можно работать, читать книги, смотреть фильмы, общаться с друзьями благодаря беспроводному интернет-соединению.

Подсоединяясь к публичной сети Wi Fi «РЖД», нужно соблюдать советы по безопасному подключению, чтобы не стать жертвой мошенников.

В первую очередь доступом к Сети оснащены междугородние и международные поезда дальнего следования. Одним из первых электропоездов, в которых появился вай-фай, стал «Сапсан». Затем опыт использования распространился и на поезда «Аллегро», курсирующие между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Узнать, есть ли вай-фай в поезде, нужно уже при покупке билетов. Следует учитывать, что интернет может быть платным, так как оборудование для обеспечения связи стоит недешево. Информация о платном или бесплатном доступе в интернет указана на сайте ОАО «РЖД».

Современные электрички также оборудуются точками доступа в интернет. Пилотным проектом в области внедрения WiFi «РЖД» стали московские и подмосковные электрички ЦППК в 2016 году. Через год интернет-точки стали появляться в поездах «Стандарт», «Ласточка» и «Экспресс». Плацкартный поезд также имеет подключение к интернету. В настоящее время практически все направления подмосковных электричек оборудованы сетью Wi-Fi. Узнать, в каких поездах есть WiFi можно по информационным наклейкам в тамбуре.

Как подключить Вай-Фай в поезде

Распространенный вопрос пассажиров — как подключиться к WiFi в поезде РЖД. В распоряжении пассажиров российской железной дороги несколько вариантов.

По паспорту и номеру билета

  • включите соответствующую функцию, чтобы подключиться к Вай Фай в поезде RZD;
  • найдите сеть (может называться по имени состава);

  • подключитесь к ней;
  • перейдите в браузер и войдите на любой сайт через Вай-Фай;
  • ранее нужно было указать на странице идентификации телефонный номер и дождаться сообщения на телефон. Сейчас достаточно ввести либо последние цифры билета либо 4 цифры паспорта, номер вагона и места;

  • система сама сверит данные и если всё в порядке, то предоставит доступ;
  • пользуйтесь Интернетом.

Помните, что войти в сеть Вай-Фай РЖД в поезде можно бесконечное количество раз за время поездки, но авторизоваться нужно всего один раз. Но пересаживаясь в другой поезд, авторизацию придется пройти заново.

Через Госуслуги

Теперь рассмотрим, как подключить Вай Фай в поезде РЖД через Госуслуги.

Обратите внимание, что в большинстве составов такой тип авторизации уже не работает. И система переведена на подключение по паспорту и номеру билета.

  • включите Wi-Fi и подключитесь к сети РЖД;

  • выберите вариант подключения через Госуслуги;

  • введите логин и пароль на странице идентификации;

  • убедитесь в успешной регистрации;
  • жмите «Перейти на Вай-Фай».

По номеру телефона

На радость клиентам РЖД, вынужденным передвигаться на пригородных электричках, сервис добрался и до них. Как правило, в таких вагонах действует авторизация по номеру телефона. Для того, чтобы начать работу в сети:

  • подключитесь к сети Вай-Фай РЖД;

  • выберите метод регистрации по номеру телефона;

  • На него Вам поступит код для подтверждения, который нужно будет ввести в соответствующую строку.

Как отмечалось, Wi-Fi может быть платным, к примеру, в составах дальнего следования. Цена услуги находится в диапазоне 100-200 рублей. При нахождении в пределах города и наличии стабильной Сети задумайтесь, стоит ли переплачивать. В такой ситуации выгоднее пользоваться услугой своего оператора, предлагающего более выгодные тарифы.  В электричках пригородного уровня РЖД платить за Вай Фай не нужно.

Что такое WiFi в поездах РЖД

Wi-Fi в поездах РЖД – это доступ в Интернет внутри того поезда, в котором едет пассажир. Такой доступ имеет свои ограничения и некоторые особенности.

Да, сигнал в вагонах (там, где сигнал есть, конечно) вполне приемлемый для подключения, сильный. И сигнал не теряется, и не пропадает по мере движения поезда по бескрайним российским просторам.

Казалось бы, вот оно счастье – быть подключенным к мировой сети. Но не будем забегать далеко вперед. Давайте попробуем сначала подключиться к Wi-Fi от РЖД в вагоне поезда. А затем посмотрим, что это такое.

В каких поездах РЖД есть Wi-Fi?

Доступ к сети — неотъемлемая составляющая комфортной поездки. Интернет прочно вошел в нашу жизнь, поэтому для большинства людей наличие Wi-Fi в вагоне является обязательным условием. Одним приходится работать и учиться в дороге, вторым необходимо всегда быть онлайн, а третьим нужен доступ к фильмам и музыке, чтобы скоротать время в пути. Отсутствие возможности выхода в сеть в поезде дальнего следования — настоящая трагедия для многих пассажиров.

Первые модули связи Wi-Fi появились в поездах «Сапсан» еще в 2012 году. Затем их установили в некоторых «Ласточках» перед Олимпиадой в Сочи. После этого события оснащение поездов роутерами продолжилось. До 2020 года РЖД планирует установить беспроводные точки доступа в 250 составах дальнего следования. Сегодня подключиться к Wi-Fi можно в фирменных поездах:

  • «Ласточка»,
  • «Сапсан»,
  • «Стриж»,
  • «Невский экспресс»,
  • «Лев Толстой»,
  • Allegro и др.

На некоторых направлениях выход в Интернет бесплатный. Однако есть составы с платным доступом. Оплату можно произвести банковской картой. Для пассажиров первого и бизнес-класса доступ бесплатный.

Подключение к Wi-Fi в поезде

Итак, подключаемся к Интернету с помощью бесплатного Wi-Fi от РЖД при движении в поезде. Я привожу скриншоты, сделанные на ноутбуке. На них показан процесс подключения к сети Wi-Fi в поездах РЖД.

На рис. 1 показано, как в Windows 10 можно включить приемник Wi-Fi на ноутбуке (цифры 1 и 2 на рис. 1) , который затем обнаружит сети. Среди сетей есть и сеть РЖД (3 на рис. 1).

включение приемника WiFi в ноутбуке

Рис. 1 (кликните для увеличения). Включение приемника Wi-Fi в ноутбуке, который обнаруживает сеть Wi-Fi от РЖД.

Далее надо кликнуть по надписи сети «RZD» ─ это такая английская аббревиатура, происходящая от русского сокращения «РЖД» (Российские Железные Дороги). При этом выводится сообщение о готовности ноутбука подключиться к данной сети (рис. 2). Теперь, когда сеть RZD обнаружена, можно кликнуть по кнопке «Подключиться» (обведена в желтую рамку на рис. 2).

Галочку возле надписи «Подключаться автоматически» можно ставить, а можно не ставить. Если галочку поставить, то в следующий раз, как только ноутбук (или смартфон, планшет) обнаружит данную сеть, подключение к ней будет производиться автоматически, без участия его владельца, то есть без участия нас с вами. При первом подключении, пока мы еще «исследуем» новую сеть Wi-Fi от РЖД, можно галочку не ставить.

Запуск процедуры подключения к сети WiFi в поезде

Рис. 2 (кликните для увеличения). Запуск процедуры подключения к сети Wi-Fi в вагоне поезда российских железных дорог.

Подключение к сети поезда не происходит мгновенно. Нужно подождать некоторое время. Чтобы мы «не скучали», в окне подключения будут пробегать слева направо точки, сигнализируя, что «процесс идет, но результат еще не получен» (рис. 3).

как идет процесс подключения к сети РЖД в поезде

Рис. 3. Иллюстрация процесса подключения к сети РЖД во время поездки в поезде.

Рано или поздно любой процесс должен завершиться. В результате мы увидим, что подключение к Wi-Fi состоялось (рис. 4).

Момент подключения к интернету РЖД в поезде

Рис. 4 (кликните для увеличения). Момент подключения к интернету от РЖД в вагоне поезда.

Однако, если присмотреться к надписи, появляющейся сразу после подключения к «поездному» интернету, то увидим надпись: «Нет подключения к интернету, открыто» (рис. 4).

Что означает данная надпись? Во-первых, что пока нет подключения к Интернету, нет выхода на просторы всемирной паутины, чего мы на самом деле хотели, подключаясь к Wi-Fi поезда.

Во-вторых, надпись «открыто» означает, что мы все-таки подключились к какому-то интернету. Попробуем этим воспользоваться.

Пытаемся выйти в Интернет с помощью Wi-Fi поезда РЖД

Чтобы понять, что теперь с интернетом, нужно просто попытаться зайти на какой-нибудь сайт. Неважно на какой, важно попробовать зайти. Удобнее всего для подобных попыток выхода в сеть использовать общедоступные, известные сайты, например, Яндекс или Гугл.

Некоторые пользователи компьютеров и смартфонов пытаются зайти на какой-нибудь иной сайт. Но ведь не всегда и не все сайты доступны, бывают и сбои в их работе, пусть нечастые. Поэтому проверять работоспособность интернетовского подключения удобнее, если пытаться «достучаться» до широко известных и потому достаточно надежно работающих сайтов. Яндекс и Гугл – это то, что надо.

Чтобы зайти, например, в Google или Yandex, запустим браузер на ноутбуке. В моем случае это браузер Google Chrome (в красной рамке на рис. 5).

запуск браузера на ноутбуке

Рис. 5 (клик для увеличения). Запуск браузера на ноутбуке – появляется начальная картинка, в данном случае картинка Google.

Часто неискушенные пользователи, видя на начальной картинке изображение поисковой системы Yandex или, как в нашем случае – Google (рис. 5), радуются. Мол, вот оно, счастье, быть подключенным к мировой сети. Однако радоваться рано.

Начальная картинка появляется даже тогда, когда нет доступа в сеть. Поэтому выбираем наиболее подходящий для нашего эксперимента сайт, например, Yandex, и кликаем по значку этого сайта (1 на рис. 6).

клик по значку сайта Yandex проверка подключения к WiFi РЖД

Рис. 6 (клик по рисунку, чтобы увеличить). Щелкаем по значку сайта Yandex, чтобы проверить подключение ноутбука к Wi-Fi сети российских железных дорог.

И что мы видим в итоге? (рис. 7)

начать авторизацию в сети WiFi РЖД

Рис. 7 (Кликните для увеличения). Предложение начать процедуру авторизации в сети Wi-Fi российских железных дорог.

А видим, что подключение к Wi-Fi есть. Но для входа в сеть сначала нужно авторизоваться (зарегистрироваться), то есть ввести про себя какие-то данные. С помощью этих данных серверы РЖД нас идентифицируют и, возможно, после этого мы получим доступ в мировую паутину.

Переходим к следующему шагу подключения к сети РЖД. Для этого кликаем по кнопке «Подключение» (в красной рамке на рис. 7). Продолжаем…

Где искать сеть РЖД?

Есть ли Вай Фай в поездах РЖД, оснастили ли современные и старые вагоны соответствующим оборудованием? Прекрасная новость – в некоторых видах транспортных средств появилась возможность выходить в глобальную сеть и пользоваться благами цивилизации!

Как узнать, есть ли Wi Fi в поезде? Проще некуда!

  • Соответствующая наклейка есть на вагоне, в котором вы планируете ехать, пример — фото выше;
  • Увидеть информацию можно на официальном сайте перевозчика при покупке билета на поездку.

Длительность сессии и скорость передачи данных

Подключение к Wi-Fi в электропоездах обеспечивается двумя способами:

  • с помощью подключения к сотовым станциям 3G и LTE;
  • с помощью подключения к спутнику.

Спутниковая связь более надежна, но она организуется сложнее и стоит дороже. Сотовая сеть ловит не везде, но цена ее услуг ниже. Чтобы обеспечить бесперебойный сигнал в течение всего пути по приемлемой стоимости, используются гибридные системы. Они подключаются сначала к вышкам, а после покидания радиуса действия переключаются на спутник.

Система включает в себя подстанцию, которая принимает сигнал 3G и преобразует его, а также точки доступа, которые получают Wi Fi по всей длине состава.

Скорость интернет-соединения достигает 7 мб/сек. Современное оборудование делает сигнал стабильным, но периодически происходят выпадения из сети. Некоторые пассажиры, часто использующие фирменный двухэтажный поезд Москва — Санкт-Петербург, утверждают, что скорость соединения может упасть до такого уровня, что невозможно обмениваться сообщениями. Также поезда, следующие по маршруту «Москва – Адлер» и первыми получившие вай-фай, до сих пор имеют проблемы с подключением. В ближайшее время ОАО «РЖД» обещает провести работы по увеличению мощности систем.

Особенности беспроводного интернета

В европейской части проблем с доступом к мобильной связи обычно не возникает, так как плотность населенных пунктов высокая и повсюду размещены вышки сотовых операторов. Иначе дело обстоит в отдаленных регионах. Россия имеет развитую сеть железных дорог. Пути часто проходят вне зоны действия сети. Чтобы решить эту проблему и обеспечить бесперебойный доступ к интернету, создателям сети Wi-Fi пришлось искать бескомпромиссное обслуживание.

Разработчики пришли к неординарному решению использовать гибридный вид подключения к интернету. Главная его особенность заключается в том, что при отсутствии мобильной связи оборудование подключается к спутнику. Использовать постоянно спутниковое соединение дорого, а так удается сохранить баланс между качеством и доступностью услуги.

Чтобы обеспечить пассажирам доступ к интернету, в одном из вагонов установлено специальное оборудование. Устройства используются и для раздачи точки доступа.

Электрички

Начнем с поездов пригородного сообщения.

Еще в 2015 году ЦППК оснастил один из своих электропоездов интернетом. Тогда же им обзавелись «Аэроэкспрессы» и «Ласточка». Когда эксперимент был признан удачным, перевозчик оснастил таким оборудованием 68 своих поездов. В 2017 было закуплено 25 новых электричек: ЭП2Д и ЭГ2Тв, которые были подключены к проекту.

В том же году было объявлено о том, что система доступа в интернет появится еще в 400 поездах. Многие спрашивают: «Как узнать, есть ли в поезде интернет?» Все электрички, в которых есть бесплатное подключение по wi-fi, пометили специальными наклейками в салонах и тамбурах. На сегодняшний момент такие наклейки украшают поезда «Стандарт плюс» и Экспресс» на всех направлениях.

Так как провайдером выступает «Максима Телеком», которая уже наладила доступ в интернет в метро и наземном транспорте, то на сегодняшний момент в Москве работает крупнейшая в Европе бесшовная зона высокоскоростного интернета. Ради этого весь транспорт, задействованный в данном проекте, оснастили оборудованием для соединения с мобильной сетью. Для подключения к этой зоне нужно будет пройти регистрацию с помощью номера телефона или учетной записи портала госуслуг, никаких паролей вводить не нужно.

Наклейка в электричке

Сервис пользуется спросом, ведь по словам представителей провайдера, только в 2017 году свыше 900 тысяч пассажиров подключались к транспортному интернету около 3,5 миллионов раз.

Теперь московские пассажиры могут скоротать время в пути за просмотром любимого сериала, но как обстоят дела в поездах дальнего следования? Ответ на это вопрос волнует многих, так как все чаще звучат вопросы о том, как же подключить вай фай в поезде ржд.

Разделы внутри сетевого локального сайта

Один из способов подключения к Интернету — через Попутчик Вай Фай РЖД и официальный сайт passline ru. Доступ к сайту открывается после подключения к беспроводной сети поезда.

На сайте можно найти следующие разделы:

  1. Покупки на борту. Приведена информация об ассортименте товаров вагона-ресторана с возможностью заказа продуктов и подарков через Вай Фай.
  2. Товары. В этом разделе пользователям доступна еда, напитки, сувениры. Пассажиры могут изучить ассортимент, чтобы впоследствии заказать интересующую вещь.
  3. Маршрут следования поезда РЖД. При входе можно посмотреть на путь следования, проложенный с помощью карт Гугл. Пассажир точно видит, где находится состав, и куда он идет.
  4. Развлечения. Если подключенного Интернета РЖД Вай Фай недостаточно, можно почитать книжки, насладиться кино, ознакомиться с новостями в газете.
  5.  Доступ к Интернету. Через этот раздел можно подключиться к Вай Фай РЖД и просматривать любимые сайты.

Имеющегося функционала достаточно, чтобы не скучать во время путешествия.

Просмотр фильмов на портале РЖД в вагоне поезда

Наша страна большая. У нас даже высокоскоростные поезда едут долго, по многу часов. Что говорить о более медленных поездах? Чем заполнить время, которое, как некоторым кажется, бесцельно пропадает в длительных поездках? Например, можно смотреть фильмы, используя внутренний Wi-Fi в РЖД (рис. 13).

пример фильмов для просмотра на портале РЖД в поезде

Рис. 13 (Кликните для увеличения). Пример коллекции фильмов, доступных для просмотра при подключении к порталу РЖД в вагоне поезда.

В списке есть бесплатные фильмы на русском языке и даже на английском. Выбрать фильм предлагается из разделов «Боевики», «Легкое кино», «Драмы», «Триллеры».

Конечно, кто-то возит фильмы с собой, предварительно записав их на карты памяти, на внешние  жесткие диски. Но много на картах памяти не увезешь, фильмы занимают большие объемы памяти, особенно если они сделаны в хорошем качестве. Да и не все такие запасливые. Чаще всего под рукой ничего нет, а хочется заполнить свободное время.

Прослушивание детских книг

Чем занять ребенка, самому почитать книжку? А если вокруг другие пассажиры, которые хотят отдохнуть? Вот тут на помощь может прийти раздел портала «Российская государственная детская библиотека» (рис. 14).

Здесь можно книжки не только почитать с экрана, но и послушать аудио записи, посмотреть фильмы или клипы для детей. Даешь смартфон ребенку, подключаешь наушники, и на какое-то время можно быть спокойным – ребенок занят, он «при деле»…

раздел Российская государственная детская библиотека на портале РЖД

Рис. 14 (кликните для увеличения). Некоторые возможности раздела портала РЖД «Российская государственная детская библиотека».

Что почитать и послушать взрослым на портале РЖД

В рубрике «Пресса» портала РЖД можно почитать газеты «Коммерсантъ», «Известия», «Суперкубок» (рис. 15).

Также есть журналы в рубриках «Женские», «Детские», «Дом и семья», «Общество и политика», «Бизнес и финансы», «Научно-популярные», «Досуг и развлечения».

Пресса на портале РЖД

Рис. 15 (Кликните для увеличения). Некоторые возможности раздела «Пресса» портала РЖД.

Что еще можно делать на портале РЖД? Например, портал Wi-Fi в РЖД содержит разделы «Аудиокниги», «Музыка». Но при тестировании в условиях реального поезда в данных разделах ничего не оказалось, кроме наименований разделов. Вероятно, в будущем эти разделы будут наполняться.

Могу предположить (но это лишь мои предположения), что данные разделы портала не наполняются из-за нерешенных пока проблем с авторскими правами правообладателей музыки и аудио книг. Хотя, конечно, РЖД – это очень большая организация. Возможно, что там пока еще просто «руки не дошли» до решения вопроса наполнения портала РЖД.

Поезда

Как говорят эксперты, здесь все не так просто. Одно дело – оснастить интернетом поезда, курсирующие в зоне покрытия сотовых вышек, и совсем другое – дать доступ к сети тем поездам, которые покидают пределы городов. Ведь протяженность российских железных дорог около 85 тыс. км, и обеспечить стабильную связь на всем этом протяжении задача довольно сложная. Тем не менее РЖД продолжает работу в этом направлении, и на сегодняшний момент им есть чем похвастаться – можно с уверенностью заявить, что в поездах ржд wi fi есть.

Одними из первых Wi-Fi на борту получили поезда «Сапсан». Пассажиры с билетами первого и бизнес-класса пользуются интернетом бесплатно. Остальные подключаются, оплатив услугу банковской или скретч картой. Абоненты «Мегафон» могут оплатить с лицевого счета. Стоимость – 100р/час.* Затем таким сервисом обзавелись поезда Allegro, которые ходят из Питера в Хельсинки.

Наклейка в поезде

Для того, чтобы воплотить этот проект в жизнь, пришлось искать интересные и практичные инженерные решения. Подключить к жд составу интернет можно либо через сотовую связь, либо через спутниковую. Вторая надежнее, но дороже. В итоге была выбрана гибридная система. Она будет подключаться к базовым станциям сотовой связи до тех пор, пока будет принимать стабильный сигнал. Но как только поезд выехал из зоны действия этих станций, он подключается к спутнику. Полученный сигнал идет в один из вагонов, где установлены сервер и сетевое оборудование. По нему сигнал распределяется на точки доступа, установленные в других вагонах.

Сейчас развитие wifi в поездах ржд наблюдается и на маршрутах дальнего следования. Так в каких поездах есть wifi? Wi-Fi можно встретить в поездах под названием «Лев Толстой» (Хельсинки), «Стриж» (Берлин и Нижний Новгород), «Волга» (Нижний Новгород), «Невский экспресс» (Санкт-Петербург) и в прочих фирменных поездах. Есть маршруты дальнего следования, который следует не из Москвы, например «Северная Пальмира» из Питера и «Белые ночи» из Вологды. Общее количество – 14.

Причем пассажиры этих поездов получат не просто доступ к интернету, но еще и к медиаконтенту на сервере состава. Цена в районе 100 – 200 рублей в сутки*. За эти деньги они смогут воспользоваться различным контентом, среди которого фильмы, музыка и аудиокниги. За право пользоваться ими РЖД ведет переговоры с онлайн-кинотеатрами Okko, Tvzavr и Туту.тв.

Также пассажирам доступен заказ блюд из вагона ресторана и заказ такси, которое будет ожидать вас на вокзале по приезду. С помощью этого сервиса можно отслеживать местоположение и скорость поезда онлайн. Воспользоваться им могут все пассажиры, независимо от того, в каком вагоне они едут: купейном или плацкартном. Кстати, во всех этих поездах есть достаточное количество розеток, с помощью которых можно зарядить свои устройства или подключить что-то другое мощностью до 100 ватт. Функционировать они начинают с момента движения состава.

Вай-фай в поезде

Рост популярности этой услуги заметен по количеству отзывов, которые оставляют пассажиры. Среди них есть и те, которые говорят о проблемах. Пассажиры «Сапсана» часто жалуются на прерывающуюся связь. Некоторые пассажиры, постоянно пользующиеся фирменными поездами по маршруту Москва – С. Петербург, утверждают, что временами скорость соединения падает настолько, что невозможен обмен даже текстовыми сообщениями. Есть проблемы и на остальных направлениях.

Например, в поезде Москва – Адлер, который был интернет-первопроходцем среди поездов дальнего следования, до сих пор бывают проблемы с подключением по Wi-Fi. РЖД пообещало провести соответствующие работы по увеличению мощности оборудования и стабильности его работы.

Эпоха поездов с вагонами без кондиционеров, нормально работающих розеток и прочих благ цивилизации в скором времени пройдет. И для того, чтобы поездки в поездах и электричках становились комфортнее, перевозчики уже сейчас делают очень многое. И оснащение железнодорожного транспорта интернетом тому подтверждение.

*Цены актуальны на июнь 2018

Попутчик от РЖД

Специальный интернет-портал был разработан перевозчиком – он доступен тем, кто подключился к сети WiFi в поездах РЖД. Это полезный информационный ресурс, которым могут воспользоваться все пассажиры. Поговорим о доступных возможностях?

Попутчик Вай Фай РЖД предоставляет пассажирам доступ к следующим опциям:

  • Бесплатный выход в интернет во время поездки;
  • Возможность просмотра маршрута;
  • Чтение книг и просмотр фильмов;
  • Вызов проводника;
  • Покупка сопутствующих товаров;
  • Приобретение билета и просмотр программы «Бонус»;
  • Простые игры-развлечения.

Портал РЖД включает пять основных разделов, которые вынесены на верхнюю панель:

  • Покупки на борту. Можно посмотреть меню вагона-ресторана, увидеть доступные для покупки товары, продукты питания и сувениры, затем оформить заказ, который принесет проводник;
  • Маршрут следования. Здесь отображается местоположение транспортного средства и его скорость, показан маршрут на карте Гугл;
  • Развлечения. Доступен набор фильмов, можно прочитать и послушать книги, почитать газеты и поиграть в несколько простых игрушек;
  • Бонус. Просмотр количества баллов и покупка билета на следующую поездку;
  • Доступ в интернет. Авторизация в сети простейшим способом.

Обсудим, как подключиться к Вай Фай в поезде РЖД с помощью «Попутчика»?

  • Включите доступ к беспроводной сети в настройках смартфона или планшета;
  • Откроется список доступных подключений – вам нужно найти строчку с надписью RZD – как правило, пароль отсутствует;
  • Кликните на иконку соединения и дождитесь автоматического перехода на сайт «Попутчика» по адресу http://passline.ru;

Если вы не подключены к сети РЖД, открыть сайт у вас не получится

  • Также вы можете самостоятельно ввести значение в адресную строку браузера;
  • Как только сайт откроется, выберите блок «Интернет-доступ» и кликните «Вход»;
  • Следуя инструкциям, авторизуйтесь в системе – введите последние цифры паспорта, номер вагона и места, ФИО пользователя;

  • Вот и все, можете пользоваться трафиком на протяжении поездки.

Выяснили, есть ли Вай Фай в Сапсане или Ласточке, обсудили внутреннюю программу и способы подключения – давайте обсудим качество связи и правила безопасности при использовании.

На поезде

С точки зрения используемых технологий организация работы Wi-Fi в самолёте или поезде отличается не так сильно, как может показаться на первый взгляд. Что в первом, что во втором случае стабильным сигналом необходимо обеспечить замкнутые вытянутые помещения (а, значит, одним роутером явно не обойтись), с большой скоростью передвигающиеся в пространстве.

Решения в обоих случаях есть всего два: подключение к наземным подстанциям и более дорогое и надёжное подключение к спутнику.

Первые испытания Wi-Fi в поезде РЖД начали проводить ещё в 2011 году, а в 2012 запустили его на нескольких маршрутах дальнего следования, включая составы «Москва — Петербург», «Москва — Нижний Новгород» и «Москва — Хельсинки». Эти направления были выбраны неслучайно: большую часть пути на них поезда находятся в сети 3G.

Для достижения полностью бесперебойного подключения в поездах устанавливают гибридные системы, которые автоматически переключаются на спутник, когда пропадает мобильный интернет, и возвращаются обратно — когда сигнал вновь становится сильным.

В таком случае при полной исправности системы сеть пропадает только в тоннелях (тут недоступен как спутник, так и 3G). Эту проблему можно решить при помощи прокладки излучающего кабеля по всей длине перегона, однако чаще всего особой необходимости в этом нет: поезд быстро проходит проблемный участок и возвращается в нормальное состояние.

В остальном, если не сильно погружаться в технические детали, Wi-Fi в поезде не так уж радикально отличается от Wi-Fi, который пользователь любого современного смартфона может раздавать самостоятельно. Расположенная в одном из вагонов подстанция принимает сигнал 3G и преобразует его: дальше нужно решить уже чисто механическую задачу — расставить точки доступа по всей длине состава, чтобы исключить появление «мёртвых» зон.

Впрочем, нельзя сказать, что на момент написания заметки все проблемы железнодорожного Wi-Fi решены. Полностью полагаться на эти системы (особенно, если услуга предоставляется бесплатно) не стоит: зачастую эффективнее подключиться к 3G своего оператора, предварительно активировав роуминг, чем гадать, когда же вновь подаст признаки жизни Wi-Fi в вагоне.

В метро

Реализация Wi-Fi в подземке — нетривиальная задача. Чтобы получить интернет на станции, достаточно просто спустить вниз кабель с поверхности, проведя соответствующие монтажные работы. Однако большую часть времени пассажиры метро находятся в движении по забетонированным изгибающимся тоннелям, что для любого вида беспроводной связи — самые неблагоприятные условия из всех возможных.

Тем удивительнее, что впервые проблему удалось решить именно в московском метрополитене: в начале 2014 года там появился Wi-Fi на кольцевой, а 2 декабря число охваченных линий уже достигло двенадцати.

Эта система куда более экономична и удобна в установке и обслуживании, чем капризный излучающий кабель. По всей длине ветки с шагом в 450 метров размещаются базовые станции, между которыми по ходу следования состава переключаются плавниковые антенны, установленные на крайних вагонах поезда. Скорость интернета с этой технологией составляет до 100 мегабит в секунду.

Сигнал от роутеров, расположенных под антеннами, по кабелю идёт вдоль всего состава, где в каждом вагоне размещено по одной точке доступа. Система реализована такими образом, что её не надо каждый раз вручную переподключать после отцепления частей состава: каждый из крайних вагонов создаёт собственную сеть.

Прокладка оптоволоконного кабеля в тоннеле, а также в самих вагонах осуществляется в ночное время в соответствии со строгими требованиями безопасности московского метро. За одну смену удаётся подключить порядка 2-3 километров тоннеля. С вагонами ситуация сложнее: после многих лет эксплуатации они имеют особенности, требующие индивидуального подхода.

Wi-Fi в московском метро будет и дальше оставаться бесплатным и монетизироваться с помощью демонстрации рекламы и портала vmet.ro. При этом Wi-Fi специально не работает на станциях, чтобы люди ради него не заполняли и без того перегруженные транспортные узлы, а также его использование настрого запрещено машинистам.

Бывший пресс-секретарь соцсети «Одноклассники» Илья Грабовский, ныне работающий в «Максима Телеком», занимающейся проектом Wi-Fi московского метро, в разговоре с TJ подчеркнул уникальность московского проекта и в общих чертах рассказал о дальнейших планах по его развитию.

Насколько знаю, именно так, на данный момент, в мире нигде Wi-Fi не работает: Москва здесь уникальна. Везде он доступен на станциях, здесь — в подвижном составе, где пассажир проводит порядка часа в день. Что касается планов: постоянно работаем над повышением качества и других технических показателей сети. Также много планов, касающихся портала: появятся новые сервисы, да и сам портал преобразится в достаточно ближайшем будущем: как с внешней, так и с внутренней (технической) стороны.

В самолёте

Ещё несколько лет назад длинный перелёт для любителей социализации представлял собой муку: пассажирам приходилось отказываться от всех средств связи и развлекать себя фильмами, книгами и другими занятиями.

Сейчас большинство авиалиний требует отключения электроники только при взлёте и посадке, а некоторые перевозчики отказались от этого правила вовсе. Соответственно, у пассажиров появилась потребность подключаться к интернету, находясь на высоте в несколько километров.

У российского «Аэрофлота» Wi-Fi на борту появился только в 2012 году и продолжает оставаться дорогим удовольствием: за наиболее выгодный пакет в 40 мегабайт
придётся заплатить 30 американских долларов и по 1,5 доллара за каждый следующий после превышения лимита. С таким количеством трафика в лучшем случае можно проверить почту. На авиалиниях других стран безлимитный Wi-Fi можно получить за 10-20 долларов, а то и дешевле.

На момент написания заметки существует несколько систем подключения к интернету на борту самолёта, которые отличаются между собой скоростью подключения, источником сигнала (спутник или подстанции на земле) и местом расположения на фюзеляже.

Наиболее успешными первыми шагами в этой области стали системы под названием Air-To-Ground («воздух-земля»). Появившиеся несколько лет назад ATG (3,1 мегабита в секунду) и ATG4 (9,8 мегабита в секунду) размещаются на нижней части фюзеляжа и принимают 3G-сигнал с земли.

Позже на смену ATG пришли спутниковые системы Ku (10-30 мегабит в секунду) и 2Ku (70 мегабит в секунду), размещающиеся на верхней части самолёта. Заметный прирост в скорости 2Ku получила из-за того, что у неё две антенны: одна принимает сигнал, а другая — отправляет.

Система 2Ku

И, наконец, существует гибридный вариант под названием Ground to Orbit (GTO). Несмотря на своё название, в действительности система принимает сигнал со спутника (антенна сверху), а отправляет на землю (передатчик снизу). Таким образом обеспечивается скорость до 60 мегабит в секунду.

Развитие

Что касается Wi-Fi в метро, о его установке уже задумались в Лос-Анджелесе, однако речь идёт только о роутерах на станциях, а не в тоннелях. Аналогичные сети уже функционируют в Торонто, Лондоне и Санкт-Петербурге. При этом московский проект в ближайшее время сохранит свою уникальность: в других крупных городах вроде Сеула Wi-Fi в вагоне работает на базе ненадёжного излучающего кабеля.

Будущее интернета для путешествий на поверхности, судя по тенденциям последних лет, может вскоре оказаться в руках IT-компаний вроде Google. Преимущества спутникового подключения перед трудоёмким и медленно развивающимся наземным очевидно, а улучшить ситуацию смогут дешёвые и лёгкие в обслуживании суборбитальные дроны и воздушные шары. Для использования первых Google купила , а для вторых у неё есть .

Безопасность

Обсудим безопасность? Любая общественная сеть несет в себе риски – это мошеннические действия, воровство данных и денежных средств, получение несанкционированного доступа к мобильному. Как обезопасить себя?

  • Никогда не вводите платежные данные;
  • Пользуйтесь ВПН;
  • Отключите автоматический доступ к сети;
  • Внимательно проверяйте, к какому Wi-Fi вы подключаетесь;
  • Используйте разные пароли от аккаунтов;
  • Удостоверьтесь, что на устройстве работает антивирус и фаерволл;
  • Отключайте интернет, если не планируете им пользоваться.

Невыясненных вопросов не осталось – мы обсудили все, что стоит знать современному пассажиру. Теперь вы получите доступ к интернету, притом защищенный – сможете наслаждаться поездкой и серфить по глобальной сети.

Заключение

Интернет активно используется во всех сферах жизни. В железнодорожном транспорте, как и на вокзале, имеется доступ к сети Wi-Fi, делающий поездку более комфортной и продуктивной. Подключиться к Сети можно с помощью номера телефона и профиля на «Госуслугах». Важно не забывать о безопасности при использовании открытых точек доступа.

Задаться вопросом «Есть ли в поезде вай-фай?» следует еще на этапе покупки билета. Каждый поезд оснащен собственным набором дополнительных услуг, в их числе может быть и бесплатный либо платный интернет. Об этом будет указано на сайте продажи билетов, более подробно можно узнать из отзывов о поезде, оставленных предыдущими путешественниками.

Пилотным проектом в области внедрения Wi-Fi в поезде стали электрички ЦППК в Москве и Московской области. Он был настолько удачным, что уже через год несколько десятков электропоездов «Стандарт» и «Экспресс» были оснащены оборудованием для соединения с мобильной сетью. О том, есть ли в электричках wifi, можно узнать из табличек в тамбурах и салонах. На территории столицы в зонах покрытия сотовых вышек интернет работает бесперебойно со скоростью до 12 мб/с.

В поездах дальнего следования вдали от цивилизации устанавливается более сложное оборудование. Система подключается к станциям сотовой связи в тех районах, где есть устойчивый сигнал, а вне зоны их действия ловит данные со спутников. Серверное оборудование устанавливается в одном из вагонов и передает сигнал на остальные точки доступа.

Зоны с полным отстутсвием связи встречаются редко. В некоторых поездах можно воспользоваться информационным порталом РЖД при подключении к внутреннему Wi-fi. В нем предложены фильмы, простые игры, информация о движении поездов и маршрутах следования.